photo0096ij5

О дефектах вышивки №2

Posted on 28.02.2014 · Posted in Вышивка

Момент второй: Перекос вышивки. Случаются они по разным причинам, попробуем рассмотреть некоторые из них.

Сейчас большое признание у мастериц получили вышивки, в которых комбинируются швы и материалы. Поясню, о чем идет речь. Сочетание швов крест и полукрест очень оживляет работу, придает глубину и живописность, но разные направления нитей дают разное натяжение канвы. Как правило, такие места приходятся на фон, верхнюю часть неба, какие-то  фрагменты на переднем плане и именно эти места на готовой вышивке уходят в «ромб», т.е. сильно вытягиваются в сторону как правило вправо если смотреть на вышивку (в сторону наклона полукреста). Очень помогает стирка с последующим вытягиванием в нужную сторону (для выравнивания размеров), но ответственные мастерицы часто идут у вышивки на поводу, т.е. боясь повредить работу (что в принципе практически невозможно, если с умом подходить к делу), сушат и особенно важно (!) выглаживают вышивку в данном виде. После глажки работа становится очень жесткой и хорошо держит ненужную форму. Так, по опыту скажу, лучше  не делать с ней ничего, если конечно нет сильных загрязнений.

Очень сильно всегда деформируются вышивки, выполненные целиком полукрестом или гобеленовым швом, даже если они аккуратно натянуты в пяльцы. Как избежать перекосов мы рассмотрим позже.

В современных вышивках часто сочетаются вышивка нитками, лентами, бисером, бусинами и стеклярусом. Такие работы часто грешат перекосом декорируемых мест. Выглядит внешне все очень красиво, но помимо толщины наблюдается значительный перекос в виде стяжки в конкретном месте. Данный дефект очень трудно устраним. Поэтому хотелось бы призвать мастериц/мастеров иголки и канвы: «будьте внимательны». Старайтесь выполнять все детали последовательно, не перетягивая работу, внимательно следите за тем, чтобы не создавалась ненужная толщина, чтобы бисерные стежки или ленты не громоздились друг на друга. Красота от этого не пострадает, а порядка будет больше.

Большую часть, из приносимых для оформления работ, составляют вышитые бисером иконы. Обилие сюжетов икон, привлекательность материала (бисера), большая декоративность находят много поклонниц среди вышивальщиц. Все чаще и чаще  приносят работы-первенцы. Никогда за иголку не брались, вдруг увидели, и захотелось нечто подобное. Сказано – сделано. Вышивка готова. Какие дефекты в данном случае чаще всего встречаются. Множество больших узлов или наоборот плохо завязанные нити, которые мешают в любом случае, либо они дают неуместные бугры при натяжке по лицевой стороне, либо опять-таки при натяжке обвисают и проседают бисерины. Про протяжку нитей через лики (бывает и такое), наверное, и говорить не стоит, это портит вид готового изделия практически безвозвратно.

Каждая вышивальщица решает для себя сама, вышивать в пяльцах или без них. Вопрос практически риторический. Если вам удобно вышивать в пяльцах – пожалуйста. Только внимательно следите за натяжением ткани, чтобы не возникал перекос и на ткани, и на вышивке. Поясню: если начался перекос нитей ткани, то вышивка ложится вкось и выправить ее очень трудно.

Другой сложный момент может возникнуть, при заправке в пяльцы тонких тканей, чтобы вышивка была хорошо и ровно натянута, нужно очень сильно затянуть регулируемые пяльцы, что может оставить вмятины на ткани и вышивке или вовсе повредить ткань, сдвинув нити основы. Если пяльцы нерегулируемые, а ткань тонкая, то она просто выскальзывает. Нужны дополнительные средства: можно обвернуть тесьмой пяльцы, или просто по кругу подложить кусочки ткани, создавая дополнительный объем.